Открытый Кубок Ульяновска, 13 июня 2009 года



Текст: Дмитрий Ломовцев

Как водится, начну издалека.

11 июня, собравшись вместе, я, Половников Саша, Шкода Саша и Вечканов Андрей дружно выкосили площадку для зоны стартов размерами 75х45 метров. Размеры площадки более чем достаточные для полёта 6-7 человек. Косить оказалось несложно. Пока трое летали, один орудовал бензиновой ручной косилкой. Через полтора часа менялись. И полетали и поляну выкосили. Здорово.

12 июня утром начались соревнования F3J. Народу было в этом году немного, поэтому отлетали быстро без перерыва и финала. Победил всех я. После соревнований всем досталось традиционного плова. Весь день была жара – 32 градуса, поэтому к вечеру лично я чувствовал себя сильно уставшим, но как будто открылось второе дыхание, когда на поле начали подъезжать метатели. Приехавшие угостились пловом. Немного отдохнув с дороги, собравшись с мыслями и подзарядив самолёты, мы все решили немного подлетнуть. Кто-то перенастраивал самолёты под своеобразный ульяновский воздух, а кто-то просто радовался теплому вечернему ветерку. После подлётов мы оставили за «старших» на поле Олега Ряховского и Андрея Звонилкина, а сами быстренько умотали спать, кто домой, а кто и в гостиницу.

Утро 13 июня стало для всех некоторой неожиданностью. Ветер, вопреки прогнозам синоптиков, набрал приличную силу и дул со скоростью 5-6 м/с. Лично я понадеялся, что будет тихая погода, и даже не стал вклеивать камеру для балласта в новый фюзеляж…а тем временем все, кто имел возможность догрузить самолёты, это сделали.

Но самое интересное было впереди! По моей задумке должны были пройти 11 туров (и мы их успешно отлетали). Конечно, при 11 турах должны повторяться некоторые упражнения, но тут я решил внести немного разнообразия. Повторялись упражнения: «Последний полёт», «Последний+предпоследний полёт», «пять по 2 мин» и «3 одновременных взлёта». Я решил, что летать два раза три одновременных взлёта будет скучновато и, так как правила разрешают летать от 3 до 5 одновременных взлётов, то второй раз мы летали упражнение «5 одновременных взлётов». Планировалось ещё слетать «Последний полёт» с рабочим временем 8 минут, но ввиду и без того сложной погоды летали как обычно - с 10 минутным рабочим временем.

Интересным оказалось то, что даже в эту погоду Артём Тарасов и Олег Ряховский слетали в упражнение «покер» одинаковую сумму времён и получили по тысяче. Юра Соляник давал всем «дрозда» на моските. Так, в 10 туре в упражнении «последний полёт» Юра вышел, с первого броска слетал очень хороший полёт и вовремя ушёл с поля, засчитав этот полёт как последний и получив 1000 очков. Порадовал и дебютант метательных соревнований Паша Мишин. За два дня до соревнований я выдал ему сломанный «Stark». Он его починил, 12 числа поставил туда машинки и 13 утром, за полчаса до стартов, уже пробовал первый раз в жизни пускать металку. И это вовсе не помешало ему в 4 туре взять 1000 очков, отлетав «последний полёт» лучше всех.

К сожалению, были и поломки. Некоторые ломались ещё на подлётах до стартов, а некоторые ломались в турах и чинились. Я тоже подломал в 6 туре модель и после этого продолжил летать на том, «что под руку подвернётся».

Вообще соревнования получились сложными не только по очерёдности и своеобразию упражнений, но и по погодным условиям. Температура в день соревнований была 32-35 градусов, дул ветер 5-6 м/с с порывами до 7-8 м/с. Воздух был крайне сложным. Потоки были такими, что как только ты в них стараешься вкрутиться, сразу же падаешь вниз, вместо того, что б подниматься. Ни игра с кривизной профиля, ни смена моделей не помогала. Правильной тактикой оказалось висение в этих потоках на малой кривизне профиля и небольшое смещение галсами вместе с потоком до края стартовой зоны. Дальше улетать было очень опасно, и многие пилоты получили баранки за полёты только потому, что пришедший за потоком сильный нисходняк быстро просаживал модели и не давал долететь до зоны буквально 3-5 метров.

Очень хорошо запомнилось, как в одном туре прямо на площадку стартов прилетел орёл. В это время над зоной стартов висела ещё пара моделей. Орел повисел рядом с моделями в потоке на расстоянии пары метров ещё несколько секунд, после чего плавно удалился. Судя по тому, что в это время в воздухе был москит и 1.5-метровый планер размах крыльев птицы был внушительным – около 1.2 метра.

Как оказалось, 11 туров при количестве участников 10 человек пролетают достаточно быстро. Около 6 часов вечера мы закончили соревнования, после чего были подсчитаны финальные результаты и определены призёры.

Призёрами стали : 3 место – Сергей Семериков; 2 место – Олег Ряховский; 1 место – Артём Тарасов. Их наградили медалями, дипломами, призами, а победителю выдали кубок – большой и красивый но, к сожалению, пустой.

Резюме.

Когда я затевал соревнования, я, конечно же, знал, что большого количества участников мне не собрать. Поэтому я решил сделать максимально сложные и интересные соревнования. По моим расчетам, из Москвы и области должны были приехать самые стойкие и самые увлечённые, а местных метателей у нас мало. Тем не менее, в предварительной регистрации набралось 12 человек. Максим Смирнов отказался приехать 11 числа, а Андрей Вечканов перегрелся за день до начала метательных стартов во время проведения соревнований F3J. Итого нас осталось 10 человек, но интереса это не убавило.

К сожалению, при организации соревнований не всегда всё идёт так, как задумано. Вот, например, генератор ввиду такой жары потреблял столько бензина, что пришлось сливать его со всех местных машин, а принтер от повышенной температуры отказывался порой распечатывать результаты. Поэтому всегда нужно отрабатывать запасные варианты. У меня они были, поэтому соревнования надолго не останавливались (за исключением обеденного перерыва, конечно), и всё в итоге прошло хорошо и даже замечательно.

А всем, кто не решился приехать и всем, кто желает провести соревнования у себя в регионах, хочу сказать: собирайтесь с силами и действуйте! Даже скромные соревнования с числом участников 8-12 человек будут интересными и полными новых ощущений и опыта!

До встречи на соревнованиях!


**********************************************************************************

Текст: Сергей Семериков

Потрясающие по красоте бескрайние Волжские просторы, необъятное ровное поле без проводов и деревьев, температура воздуха около +30, бирюза бездонного неба - что еще нужно метальщику для полного счастья в день соревнований? Ну конечно же, легкий ветерок - комплексный индикатор состояния атмосферы возле земли, то дующий, то затухающий…Вот она - роковая интрига Открытого Кубка Ульяновска! Ветер до 6-ти м/с дул весь день не переставая, замерев по паре минут раз несколько.

Предстартовые подлеты сомнений не оставили: надо грузиться. Естественное желание каждого спортсмена - найти, обработать поток и уйти с ним в космос, было окончательно обломано еще в начале борьбы. Благо, ветер дул со стороны разогретой солнцем широченной рулежки для самолетов, приподнятой над стартовой зоной на удалении около ста метров. Собственно, все спортивное действо разыгралось между бетонкой и размеченной площадкой - прямо над машинами, гостями и судейскими палатками.

Все 11 туров спортсмены провели на одном краю поляны. «Халява» в виде динамического потока и пузырей от бетона присутствовала, пока шли состязания. Правда, и тут оказалась засада! До динамика надо было долететь против ветра. Получалось это в основном у груженых за 350 грамм «лебедей» 1,5-метрового размаха, да у неприметного, но надоедливого «Москита», загруженного 8-ю граммами до полетного веса в 164 грамма. Те, кто не доходил или оказывался выдавленным из «динамы», либо пятились к площадке галсами либо подставляли ветру хвост со всеми вытекающими последствиями. Очень хорошо использовал энергию ветра «Акцент» Артема Тарасова с полетным весом в 385 грамм. Тёма, судя по всему, один из немногих, кто правильно подобрал весовые характеристики своего планера для данных погодных условий. Правда, прикольно тяжеленный «Акцент» взлетал. Инертно, не торопясь, он карабкался на высоту, и уверенно пробивался к спасительной «динаме», принося пилоту победные очки тур - за туром. Тарасов Артем взял кубок!

Те участники, кто пытался обрабатывать пойманные прямо над огороженной зоной потоки, фактически обрекали себя на приземление вне ее границ, что и происходило в начальных турах. Ведь ветер задавал сходящим пузырькам горизонтальную скорость, не позволявшую планерам набирать необходимую для последующего возврата высоту. Исключения составляли моменты, когда поток цеплялся в стороне забросов. И то планеру удавалась сделать несколько витков без особого набора такой желанной высоты. Здесь даже «Москит» и «Минима» с их плотными спиралями обламывались по-полной! Прозрачный воздух был богато насыщен мелкими вихрями, неожиданно кидающими планеры по вертикали. И, столь очевидные, нисходящие потоки доставили кучу неприятностей всем. Впрочем, все эти сюрпризы внесли разнообразие и накалили борьбу спортсменов, и без того нескучную.

Порой какая-нибудь волна воздуха путалась с потоком. Вроде планер «вспух», пилот закладывает спираль, трепеща от радости… И получает задувание с тыла! Лишь однажды, во время «покера», ветер резко стих на пару минут. Тут-то хитрый Сергеич - серебряный призер, и слетал аж полторы заявленных минуты! Другим оставалось кусать локти, скорбя по упущенному шансу.

Иногда в районе стартов появлялась хищная птица, демонстрируя наличие потока и дразня народ. А ветер при этом красноречиво демонстрировал кукиш смельчаку, рискнувшему достать этот термик! Смешно сказать, но за весь день максимум в воздухе с одного заброса составил 3 с небольшим минуты, и то всего лишь несколько раз.

К середине соревнований пилоты потихонечку прозрели, летая галсами к ветру. Спортивное мастерство каждого из участников оказалось примерно на одном уровне. Открытый Кубок Ульяновска - соревнования с интереснейшими погодными условиями по полной программе растормошили интеллектуальные способности участников. А по эмоциональному содержанию эти состязания иначе, как «Битва за господство в воздухе» и не назовешь!

Тут нужно отметить потрясающую по исполнению работу ребят из F3J. Паше Мишину наш уважаемый председатель Дмитрий Ломовцев изобразил запуск «метлы» только перед стартом. Однако Павлу, новичку с опытом пилотирования «больших» планеров, неумелые забросы вовсе не помешали качественно и рационально исполнять полеты и заработать «тонну» в одном из туров.

Саша Половников честно сознался, что не брал планер в руки еще с прошлых Ульяновских соревнований. И бросал в этот раз свой, походивший на жужжащего шмеля и флатерящий всеми рулями снаряд, невысоко. Однако восхищал наблюдателей грамотным использованием особенностей воздуха с минимальными потерями высоты. Сергей Огурцов, если бы не пропустил четыре тура из-за смятого при запуске крыла, запросто оставил бы позади себя ряд некоторых везунчиков.

Но спорт есть спорт, и в таблице результатов прекрасно видно: кто где ломался, кто когда вошел в раж и «жег по полной». Стремление пилотов к результатам в очередной раз подвергло жесткому испытанию конструкции планеров. Большая часть неприятностей случилась в момент метания, когда, не выдерживая пусковой перегрузки, смялась плоскость, слетело крыло с пилонов, срезало фюзеляж, отказал руль высоты…

Какие же еще компромиссные инженерные решения необходимо внедрить создателям планеров? И над чем нужно работать пилотам, дабы не наступать на одни и те же грабли? Все, кто заинтересован в своем росте, вынесли важную частицу опыта из прошедшего в Ульяновске прекрасно организованного спортивного мероприятия. Пожалуй, главный вывод для многих – набираться опыта и оттачивать мастерство полетов в ветер!

Вообще, азарт жестокой битвы гармонично переплелся с дружескими взаимоотношениями участников, а чарующая красота природы располагала к созерцанию и неспешным разговорам под «доширак» во время перерыва. Торопиться было некуда, а напряжение борьбы уже давно уступило место желанию просто балдеть от всего происходящего 13 июня в поле гостеприимной родины Ильича…







Cоревнования
Техника
Спортсмены
Ссылки
Документы
Контакты
Комитет F3K