Открытый Кубок Москвы, 1 мая 2009 года



Текст: Сергей Семериков

Холодное ветрище с самого раннего утра! Какими будут полеты? Пожалуй, каждый участник соревнований задавался этим вопросом. Устойчивый, периодически меняющийся от 6 до 13 м/с ветер и сильнее, порой с легкими перистыми облачками, небо предвещали сложный летный день.

Предстартовые подлеты повергли пилотов в размышления: использовать планер в штатной весовой компоновке (в среднем 300 г), или загружать дополнительно балласт? В итоге каждый принял свое решение и получилось совсем все интересно! Кто-то, как Артем Тарасов, полетел с «догрузом», когда планер весил чуть ли не 400 гр., а Андрей Яковлев - впоследствии наш победитель - летал вообще на разогнутом профиле крыла про весе планера 260 гр!

В этот день собралось более тридцати опытных участников и новичков из Украины и из разных регионов России. Жаль, что из Питера, Перми, Архангельска, из Московской области, еще ряда городов, где есть «метальщики», не все заявились на участие. Диапазон возрастов участников минувшего Открытого Кубка Москвы внушителен: самому младшему - Ржевскому Валерию – 13 лет, самому старшему - Ходосову Павлу Михайловичу - 57! Если глянуть на результаты всех прошедших состязаний, то можно увидеть, как выступают некоторые новички, занимая совсем не нижние строчки в распределении итоговых мест. И уж тем более можно проследить рост многих опытных участников. F3K - один из некоторых видов спортивных состязаний, которые доставляют колоссальную массу удовольствия каждому метнувшему планер в небо!

А ветер между тем и не собирался меняться на умеренный. Оптимизм вселяло лишь яркое солнце на ясном небе, обещающее потоки…

Компьютер строгим голосом дал последний отчет. Старт рабочего времени и.. И вся первая группа начального тура замерла секунд на десять, пока участники выжидающе переглядывались: кто метнет первый и покажет, куда стоит или не стоит кидать планера остальным. Но вот кто-то швыряет металку в небесную бирюзу! Как говорится: «Поехали!»

Пока в первых турах спортсмены привыкали к весьма сложным для многих из них погодным условиям, крылатые снаряды ряда участников начали «трещать» по швам. Практически не полетав толком, кое-кто уже спешил чиниться. Легко представить себе состояние новичков, да еще и с одним планером в наличии! Причем все поломки происходили при забросах или при приземлении, еще, правда, иногда на пути траектории планера возникали столб, забор или провода. Пересечений по рабочим частотам замечено не было.

После первых туров все пообвыклись со стабильностью погоды и определились с зонами полетов. Правда, «баранки» за вылет не заставляли себя ждать, когда кто-то слишком увлекался и, не контролируя способность своего крылатого снаряда пробивать ветер, сажал его вне стартовой зоны.

Интерес происходящего действа обеспечили не только особенности воздуха, в котором демонстрировали свои умения участники соревнований. Во всей красе были представлены новые достижения разработчиков и изготовителей метательных планеров!

Серьезным испытаниям в этот раз подверглась тщательно проработанная Minima от Олега Ряховского и интригующий Stark от Димы Ломовцева. Подверглись суровой соревновательной нагрузке обновленный Москит и Super Gee с модернизированным крылом от Алексея Вагиса.

Интересную модель с развитой механизацией крыла продемонстрировал в деле Андрей Яковлев, летали полутораметровые планеры без элеронов. Ну и конечно же, подтвердили свой высокий статус Бластеры.

С течением соревновательного процесса странным образом перестало хватать официально объявленных хронометристов. Отчасти это связано с выбывшими из строя «поломавшимися» на поле спортсменами, в других случаях - с элементарной невнимательностью ряда коллег по увлечению. Но нужно отдать должное нашему судье Алексею Донскому, который очень внимательно следил за обстановкой на «поле битвы». Иной раз он не давал старта туру, не убедившись в наличии хронометриста у каждого спортсмена и при отсутствии оного быстро находя замену. Благо, общая атмосфера происходящего настраивала народ на взаимовыручку, когда на помощь «бесхозному» спортсмену откликались несколько человек, готовых хронометрить.

Надо сказать спасибо всем участникам за формирование и поддержку культуры проведения тура, как составной части соревнований. Это и правильность хронометрения, и сигнал об опасности «Воздух!», ставшим традиционным, и расположение участников относительно друг друга в стартовой зоне, максимально исключающее неприятности в виде столкновений различного рода.

Количество полетных групп, расстановка в них участников и интервалы между турами предоставляли каждому спортсмену достаточно времени не только на предполетную подготовку, но и на вполне серьезный ремонт. Даже ломавшиеся хвостовые балки и сбитое с креплений хвостовое оперение народ успевал чинить, не нарушая при этом распорядка. А маленькое незапланированное авиамодельное шоу от гостей поляны гармонично вписалось в общую программу спортивного мероприятия под замечательный обеденный плов, устроенный организаторами!

Пожалуй, Открытый Кубок Москвы 2009 - одно из немногих соревнований, на полную реализацию которого не повлияли плохие метеоусловия. Сильный ветер, в начале соревнований будучи не совсем приятным подарком, во второй половине дня стал чуть слабей. Солнце, глядя на все происходящее внизу, хорошо прогревало землю. О чем свидетельствовало немалое количество пернатых, круживших в потоках, да характерный запах органических удобрений на близлежащем поле. Все 8 запланированных туров было благополучно отлетаны.

Хотелось бы выразить восхищение участниками, чьи планеры пострадали на этих соревнованиях. Они, не сдаваясь, продолжали двигаться по турам дальше! Кто-то заклеил элерон: выбит сервопривод. У кого-то хвостовое оперение, после ряда приземлений на него, приобрело такую сложную аэродинамику, что планер при забросе описывал непредсказуемую траекторию, не желая лететь прицельно и распугивая обитателей стартовой зоны.

Кто-то, так и не отстроив стартовый режим, пускал стремительный снаряд по дуге за голову, пытаясь выйти самолетом на «мертвую» петлю. Некоторые спортсмены, вкладывая всю мощь тела в заброс под порыв ветра, тут же раскладывали крыло на две консоли…

Надо заметить, что в этот раз не все стремились кучковаться в одном углу поляны. Было интересно и забавно наблюдать стремительно несущегося метальщика с одного края поляны, где уже «не держит», в противоположный край, где в потоке тем временем кружил планер конкурента. Правда, не всем «бегунам» удавалось таким способом решать проблемы.

Особо надо отметить высокий уровень подготовки ребят из Украины. Народ уже не удивлялся высоким забросам Виталия Ващенко, он - вне конкуренции. Раньше говорили: летать, как Чкалов! Теперь: метать, как Ващенко!

Неожиданно приятно удивил всех высоким результатом Николай Калгин из Воронежа. Ну, а Андрей Яковлев из Питера на этот раз прочно обосновался в лидерах.

Пищи для размышления после вручения наград хватило всем: спортсменам - о своих умениях, изготовителям моделей - о характеристиках последних…

Можно выразить смелую уверенность, что комплекс решений и мер в подготовке проведенных майских соревнований Открытый Кубок Москвы 2009, полезный обмен опытом между всеми его участниками только простимулировали каждого спортсмена к личностному росту в этом прекрасном виде спортивного увлечения.
Если учесть, что пройдена пока только одна ступень в целой лестнице событий, ведущей к финальной части сезона соревнований - Кубку Божьей Коровки, то самое интересное - впереди!





Cоревнования
Техника
Спортсмены
Ссылки
Документы
Контакты
Комитет F3K