Открытый Кубок Москвы, 1 мая 2008 года

До самого последнего момента было непонятно, состоятся ли соревнования в Москве. Прогноз упорно обещал дожди на весь период проведения соревнований. Но за пару дней соревнований кто-то наверху передумал, и в прогнозе появилась прохладная погода без осадков. Благодаря этому соревнования всё-таки состоялись, в очередной раз собрав рекордное количество участников – 18 человек. В этот раз география участников соревнований была весьма разнообразной - присутствовали пилоты из Санкт-Петербурга, Перми, Ульяновска, Твери и Москвы.

Пилоты были разбиты на три полётные группы по шесть человек, и поэтому число туров было решено уменьшить до шести. Пилоты выполняли упражнения “A”, “B”, “C”, “D”, “F” и “G”. Наиболее сложные упражнения “покер” и “1-2-3-4” было решено не включать в соревнования для того, чтобы упростить полёты новичкам.

С погодой был полный порядок – иногда налетал порывистый ветер, появлялись и исчезали облака, а термическая активность была просто отличная. Благодаря ей пилоты показывали великолепные результаты в течение первых трёх туров, налётывая по 4...5 минут.

Приятно было видеть, что по сравнению с прошлым годом существенно уменьшилось число поломок моделей во время туров, и участники были сосредоточены главным образом на достижении хороших результатов, а не на поддержании приличного технического состояния планеров.

Как и на предыдущих соревнованиях в Санкт-Петербурге, в Москве имела место быть высокая плотность результатов. Особенно в этом плане отличились Денис Гладков и Дмитрий Ломовцев, на протяжении четырёх туров сохранявшие разрыв в одну десятую очка! По итогам соревнований разрыв между первым и вторым местами также оказался невелик и составил всего четыре очка.

По окончании обязательной программы полётов, состоявшей из шести туров, было устроено забавное соревнование на самый медленный полёт. Задача пилотов была проста – как можно медленнее пролететь расстояние в 25...30 метров. Технически это осуществлялось следующим образом: на расстоянии 30 шагов друг от друга на поле устанавливались ворота шириной 3 и высотой 2.5 метра. Пилот должен запустить модель в первые ворота и как можно дольше лететь до вторых. Обязательные условия полёта: “петли” и перевороты на спину делать нельзя, “змейку” делать нельзя. Лететь необходимо по прямой. Для того, чтобы результат был зачтён, фюзеляж модели должен полностью пролететь сквозь вторые ворота. Абсолютный рекорд поставил Дмитрий Ломовцев, пролетевший это расстояние неправдоподобно медленно, за 7 с лишним секунд, причем не на самой лёгкой модели.

Заключительным действом соревнований был коллективный шашлык, сопровождавшийся распитием разнообразных напитков.

Чтобы этот отчёт не выглядел совсем уж скучным и формальным, он дополнен небольшими рассказами участников о прошедших соревнованиях, да и не только о них...

Дмитрий Ломовцев (Ульяновск):

- Первое, что вспоминается - это рекордно большое количество участников. Много веселых и радостных лиц на поле! Это хорошо. Соревнования - не только борьба за призовые места, но и просто общение, обмен опытом и встреча с новыми людьми. А новых людей в этот раз было достаточно, и не просто новых, а ещё и с огромным потенциалом!
Еще одно сильное впечатление - техника заброса. Особенно отличились питерские пилоты Денис Гладков и Андрей Яковлев – кидали очень высоко! За что я люблю соревнования – всегда есть, чему поучиться у других. После соревнований я чётко понял, что нужно работать над техникой заброса, а иначе о верхних местах в таблице можно скоро забыть.

Ещё нужно тренировать выдержку и терпение. Я, как завороженный, наблюдал во время того, как судил, как отдельные особо отважные пилоты выскребали в абсолютно «нулёвую» погоду секунды полёта в динамике, который создавал небольшой заборчик рядом с уборной. Это было что-то, ребята, спасибо вам! У меня лично терпения не хватает на такие подвиги. Опять же, нужно учиться.

Было забавно, как после третьего тура у нас с Денисом Гладковым разница результатов была всего в 0.1 очка, и вплоть до пятого тура положение не менялось. Вообще, плотность результатов в этом году очень хорошая. Конкуренция заставляет не просто летать лучше, но и иногда полностью переосмысливать всю технику и тактику полёта. Как изготовитель моделей скажу, что когда я проектировал модель, я, казалось, изучил её со всех сторон. Но соревнования показали, что в неё заложено куда больше того, что может показать кривая поляры. И умелый пилот покажет совсем не то, что скупая математика. За это хочется поблагодарить всех пилотов, летающих на моих моделях!

Уже когда я ехал домой, разглядывал отснятые фотографии и радовался прошедшим «истязаниям», я окончательно утвердился в мысли, что класс метательных планеров в России должен и будет развиваться очень динамично! Думаю, все, кто принял участие в соревнованиях, поддержат меня в этом, а те, кто только хочет посоревноваться, обязательно примут участие в следующих соревнованиях!

Юрий Соляник (Москва):

- Когда мы шашлык ели и обсуждали вопрос привлечения новых спортсменов, хотелось пошутить, да побоялся кривотолков впоследствии. А предложить я хотел "сетевой маркетинг”: за каждого нового приведенного в спорт пилота получаешь 100 очков к финальному результату, а если они приведут еще пилотов, то по 25 за голову. Шутка, конечно, но чем не идея для развития массовости?

Меня, например, "вставило", когда я поймал свой первый термик. И те робкие секунды, когда планер, "против всех законов физики", движется вверх, а не вниз, делают свое коварное дело - человек “подсел” на планера. Я своим друзьям (надеюсь, будущим участникам соревнований), закидывал модель в “дежурный” термик, и отдавал передатчик со словами: “кружись”. Когда до них доходило, что они не снижаются, а поднимаются- лица у них были неописуемые. Эти бы моменты на фото или видео запечатлить.

Из запомнившихся полётов на соревнованиях в Москве: в шестом туре я пересел на “Москита”, и половина посадок заканчивалась проводами или столбом: я реально не мог перестроиться на меньшие габариты модели и, соответственно, верно оценивать расстояние до неё.

И ещё воспоминание, из Петербурга: в первом же туре, в одном из "душевных" забросов, поскальзываюсь на кочке, падаю, роняю передатчик, поднимаюсь, ищу передатчик, нахожу наконец, наклоняюсь к нему и понимаю, что надо торопиться. Модель в стороне солнца не вижу, очки тоже упали, да я и не знал, куда смотреть. Пальцем двигаю рычажок на себя - передатчик на земле, я в позе “зю”. Метрах в десяти от меня со свистом, на высоте метров двух мой агрегат переходит из отвесного пикирования в набор высоты. В общем, классное начало соревнований.

Денис Гладков (Санкт-Петербург):

- Ошибка номер раз – я спохватился насчет билетов в Москву слишком поздно. Они не то, чтобы закончились, они под праздники подорожали раза в четыре. В результате поехали на машине в ночь, приехали на поле в 7-00, невыспавшиеся, уставшие, и я летал, плохо понимая, что же происходит вокруг.

Ошибка номер два – позавтракал практически перед первым туром. Скорость реакции и мышечная активность снизились, и существенно. Пока переваривалось, уже был четвертый тур. Господа, не повторяйте эти ошибки.

Теперь о соревнованиях – за организацию Олегу респект. Все прошло абсолютно гладко и корректно. Очень приятно, что результаты туров вывешивались сразу по окончанию тура. Вот что значит компьютеризация. Качество газона – выше всяческих похвал, английский газон отдыхает.

А вот сложности с зоной безопасности в виде забора на краю стартовой зоны и проводов как-то поднапрягли. Хотя вопрос частично решили, но осадок остался.

Что поразило – воздух. По сравнению с питерским какой-то невообразимо летучий, с мягкими нисходняками и ветром, который не сдувает модель, а всего лишь облегчает заброс. Кстати, взлетный режим пришлось перестраивать, и существенно. Перестраивал, понятно дело, в турах.

Очень запомнился момент, когда пятеро взлетели (не моя группа), и все пятеро воткнулись в термик. Дальше пошла война нервов, кто дольше продержится, чтобы выше подняться; а ведь еще вернуться надо. Как ни странно, самые железные нервы оказались не у Димы Ломовцева, а у Олега Ряховского. В следующем туре мне пришлось повторить его подвиг, только на обратном пути, чтобы пройти мимо нисходняка, пошел вдоль опушки леса. Страшно было, когда чуть елку не зацепил, но в итоге вернулся, сел, перелетев ленточку сантиметров на 20-30.

Следующим номером были соревнования на самый медленный полет. Не могу сказать, что понял всю прелесть, поскольку поломал элерон, и наблюдал “медленный полет” уже со стороны. Для летающих это интереснее, со стороны как-то не то, чтобы скучно, но не зрелищно.

А вот дальше был шашлык и послешашлычные посиделки. Вот это был кайф! Анатолию Данекину отдельное спасибо за “Божоле”. Но и все остальное (а было там, как я помню, пара сортов коньяка, включая какой-то чудный с запахом земляники, водок разных, редкий портвейн, и наверное, я что-то забыл) тоже понравилось. Шеф-поваром был Темыч. “Мараконы по-пилотски” получились на славу. В общем, завалился я спать в палатку с сознанием не зря прожитого дня.

Дмитрий Чистяков (Тверь):

- Больше всего мне запомнилось, когда летали упражнение “D” - каждый последующий полет на 15 секунд больше предыдущего. Вместе с другими участниками группы мне удалось вылетать 75 сек и получить 1000 баллов. Дольше не продержался никто.

Глядя на остальных, постепенно совершенствую свою технику заброса. Учусь тактике полетов. Посмотрел технику ведущих спортсменов. Увидел интересные технические решения. Соревновательный опыт можно получить только на соревнованиях, а одиночные полеты сильно отличаются от полетов в группе. Да и когда приземляются несколько моделей сразу - это заслуживает внимания.

Мне хотелось бы научиться чувствовать термики, как ведущие спортсмены. И буду стремиться улучшать свою технику пилотирования. Хотелось бы, чтобы соревнования в Москве проводились несколько раз в год. Место их проведения, с моей точки зрения, весьма удобно, и многие могут добраться до поля без проблем. Да и наличие работающего буфета и удобств - это важно.

Олег Ряховский (Москва):

- Про полёты. С удовольствием вспоминаю эпизод из второго тура, когда летали упражнение “В”. Суть его в том, чтобы совершить два последовательных полёта максимальной продолжительности и объявить их последним и предпоследним. После объявления уже нельзя взлетать, и эти результаты идут в зачёт. Каждый полёт – не более четырёх минут.

С тактической точки зрения мне почему-то казалось, что нужно слетать один полёт – так себе, и один – хороший, причем именно в таком порядке. Не знаю, почему. Но когда в начале третьей минуты рабочего времени я “вставился” и начал бойко подниматься вместе с остальными, уходя по ветру, я подумал – так что это, я же могу сейчас слетать хорошо, а второй полёт – как получится? И продолжал кружиться и подниматься. В начале четвертой минуты, когда планер был уже метрах в двухстах от площадки, я начал возвращаться, радостно выкручивая петли и бочки – как-никак, четыре минуты вылетал. И тут мне в голову пришло второе озарение: какого я тут выпендриваюсь, мне же надо найти еще один термик для второго полёта! Невероятно, но за двадцать секунд до наступления четырёх минут я отыскал приличный поток рядом с площадкой. Не теряя времени, я посадил планер в руку и тут же закинул его в найденный поток, честно вылетав три минуты, остававшиеся до конца рабочего времени. Остальным этот поток попался чуть позже, поэтому упражнение “В” я выиграл.

Про друзей. На всю жизнь, наверное, запомнились вечерние посиделки до и после соревнований. Я и вообще-то люблю “пилотские пьянки”, а в этот раз – разговор особый.

Мы собрались на поле 30го вечером, накануне соревнований. Из Тобольска приехал мой старый приятель Миха Анисимов, которого я знаю лет семь-восемь и которого впервые в жизни увидел как раз в этот день. Миха привёз с собой настоящую чачу и еще какую-то хитрую коньячную настойку. Володя Бардин из Перми выкатил бутыль замечательного “Красного Крымского”, а подъехавшие из Твери Дима и Алексей выудили из багажника пятилитровую бадью живого тверского пива. Пиво шевелилось и периодически пыталось выбраться на свободу. За разговорами о том-о сём незаметно наступила полночь, и пришлось, увы, ложиться спать, чтобы следующим утром проснуться хотя бы относительно живыми.

Соревнования прошли, как им и было положено, и завершились шашлыком, который плавно перетёк в ночной банкет для тех, кто остался на поле до утра. Помню, что было довольно много народу – и москвичи, и питерцы, и Пермь. Мы всё время что-то ели, потом пили, потом снова ели и снова пили. Банкет обрёл новую силу, когда мы узнали о победе “Зенита” в кубке УЕФА, и закончился уже далеко заполночь.

Статистика


Ознакомиться с положением о соревнованиях и увидеть схему проезда к месту их проведения вы можете здесь.

Регистрация на соревнования закончилась 15 апреля. Заявилось 18 участников.

Расписание частот
Распределение пилотов по группам

Распорядок дня:

9.00-10.00 Регистрация прибывших участников
10.00-13.00 Туры 1...3 (упражнения "А", "В", "С")
13.00-14.00 Обед, свободные полеты
14.00-17.00 Туры 4...6 (упражнения "D", "F", "G")
17.00-18.00 Шуточное соревнование "Самый медленный полёт"
18.00-21.00 Метательный шашлык




Cоревнования
Техника
Спортсмены
Ссылки
Документы
Контакты
Комитет F3K