Кубок Божьей Коровки - 2009



Текст: Дмитрий Ломовцев

Наверное, у каждого хотя бы раз в жизни было такое ощущение, когда день задался с самого начала – ты встал с «той ноги», и весь день у тебя всё получается, за что ты ни возьмёшься. Такой день пролетает быстро, как одно мгновение.

У меня таким днём был день соревнований, и пролетел он, соответственно, за одно мгновение. Так, например, в одной группе тура я летал, в другой хронометрил, а в третьей брал в руки фотоаппарат в надежде заснять красивый кадр. Поэтому понаблюдать за другими пилотами у меня не очень-то получилось. Были, правда, особо запомнившиеся моменты – например, заброс Селюкова Виктора с двух оборотов: красиво и непонятно, но высоты явно больше, чем у остальных. Ещё теплые воспоминания остались от посиделок вечером накануне соревнований. Вот, наверное, и всё, что мне запомнилось за соревнования, поэтому, чтобы как-то дополнить свой отчёт, я решил провести анализ своих полётов – вдруг кому будет интересно.

Ещё когда я ехал в поезде в Москву, я думал над тактикой своих полётов на соревнованиях. Все пилоты за год сильно выросли: взлетали выше, летали дольше. А я всё лето просидел, строя модели, и выбираться полетать начал только за неделю до соревнований. Я долго думал и решил, что если буду летать как обычно, то легко могу оказаться на 10-20 месте таблицы. В связи с этим я и решил, что буду летать до последнего, даже если это будет граничить с нулём за тур. Ко всему прочему перед самыми соревнованиями я сделал себе новую экспериментальную модель с новыми профилями, и мне было жутко интересно, на что она способна.

Итак, соревнования начались.
Первый тур упражнение “G” – пять лучших полётов, продолжительностью до 120 секунд. В Европе его называют просто «пять по две» - это значит, что пилот должен вылетать пять раз по две минуты за 10 минут рабочего времени. И надо сказать, что пилоты самого высокого класса вылётывают по 1.58-1.59 именно пять раз. Остальное время уходит на то, чтобы запустить планер.

Ещё на подлётах перед соревнованиями я отметил, что потоков достаточно много, но они ещё слабоваты для агрессивной манеры полётов. Перед стартом каждой группе даётся время для подлётов. Сделав пару – тройку взлётов, я понял, что потоки уже окрепли и можно летать смело.

На мою радость новая экспериментальная модель вела себя выше всяческих похвал, летела очень стабильно и чувствовала малейшие потоки. Поэтому с тем, чтобы найти термик, у меня проблем не было. Проблемы были с посадкой и перезапуском. После того, как я отлетал 1.45 в первом полёте упражнения, решил, что пора возвращаться к поляне, но не рассчитал, и сел только когда на секундомере было уже 2.10 времени – потерял 15 секунд. Для себя я решил, что нужно заходить на посадку секунд на 10 пораньше. Тут же я взлетел ещё раз, снова быстро отыскал поток и вкрутился в него. На этот раз я начал возвращаться после 1.35 полёта. Но поскольку улетел я с потоком далеко и по возвращении попал в ещё один поток, я снова отлетал 2.05 и опять потерял 5 секунд. Незамедлительно взлетев в третий раз, я снова нашёл поток. В этот раз я уже не улетал с потоком далеко, а, набрав необходимую высоту, просто полетал над стартовой площадкой. Отлетал 2.03 – перелетал всего 3 секунды – прогресс налицо! В четвёртом полёте я сильно перестраховался и сел на 1.53, не долетав 7 секунд. Пятый полёт тоже был в поток, но рабочего времени оставалось очень мало, и я отлетал всего 1.42. Всего за весь тур я потерял 25 секунд. На мою радость, я отлетал лучше всех в группе и получил первую тысячу очков на этих соревнованиях.

Второй тур, упражнение «В» - последний + предпоследний полёт продолжительностью до 240 секунд каждый. Сразу же после сигнала я взлетел и, облетев всё поле по периметру, нашёл слабенький термик. Я начал старательно в него вкручиваться, но высоты уже была мало, поэтому термика хватало только, чтобы держаться на одной высоте, но не подниматься. Чтобы не терять времени, я решил быстро посадить модель и снова взлететь. Так и сделал: посадил, взлетел и поднялся с потоком. Отлетав 3.30 и очень прилично сместившись по ветру с потоком, я решил возвращаться обратно. Особо не теряя времени после посадки, я забросил модель снова и понял, что потока там уже и в помине нет и мне нужно возвращаться, чтобы сесть в зону. Так что второй полёт у меня получился всего 54 секунды. Я посмотрел в небо – большая часть пилотов вкручивалась в хороший сильный поток. Потом посмотрел на секундомер с отсчётом рабочего времени – осталось чуть больше 4 минут. Поэтому я засчитал этот полёт последним и грустный удалился с площадки. К моему великому удивлению, я оказался единственным, кто отлетал хотя бы один полёт в 240 секунд, соответственно имел лучшую сумму времён в этом упражнении, и получил вторую тысячу очков.

Тур третий. Упражнение «С» - три одновременных полёта продолжительностью до 180 секунд каждый. Очень интересное упражнение. Мне удалось вылетать по 3 минуты в каждом полёте. И это была третья тысяча в таблицу.

Тур четвёртый. Упражнение «А» - последний полёт продолжительностью до 300 секунд. Погода к четвёртому туру становилась всё лучше и лучше. Поэтому я, взлетев, сразу же нашёл поток. Правда, чем теплее грело солнце, тем сильнее начинал дуть ветер. С потоком приходилось улетать очень далеко, чтобы отлетать 5 минут. Хорошо, что поток я отцентровал чётко, и успел к этому времени подняться на очень большую высоту. Поэтому вернуться из такой дали большого труда не составило. Этот тур был плодовит на максимумы – очень много пилотов слетало по 5 минут и получило по 1000 очков в таблицу. В том числе и я.

Пятый тур. Упражнение «Е» - покер. Нужно достичь пять заявленных полётов. Погода к этому времени была самая благоприятная и я, идя на старт, думал, как же летать. Решил летать по максимуму и проверять новоиспечённую модель по-полной. Итак, первое время, которое я заявил, было 1.50. Отлетав его, я заказал время в 2 минуты. Успешно отлетал и его. Следующим временем я заказал 1.50. Слетал. Заказал дальше 1.55. Слетал и это. После этого взглянул на рабочее время – осталось 1.15. Я заказал 1.10, чтобы был небольшой запас, и снова взлетел. Выполнил заказанное время за 3 секунды до конца рабочего времени. Сумма моих времён составила 525 секунд. Как оказалось после, я был единственным, кто заказывал так много времени. Самыми ближайшими ко мне были Виталий Ващенко и Игорь Веренинов, отлетавшие одинаковую сумму времён в 450 секунд. В таблицу мне пошла ещё одна тысяча очков. Модель прошла проверку «на ура».

В шестом туре летали упражнение «F» - три из шести. Есть всего шесть полётов, из них в зачёт пойдут только три лучших. Продолжительность одного полёта 180 секунд. Я отлетал дважды по 3 минуты, а в третьем полёте не смог удержаться в потоке и слетал всего 2.35. Как оказалось, этого с лихвой хватило, чтобы обойти соперников по группе и получить следующую тысячу очков в таблицу.

Тур седьмой. Упражнение «Н» - одна, две, три, четыре минуты полёта в любом порядке. С первого взлёта я нашёл поток и аккуратно в него вкрутился. Поток был крепким, поэтому я решил слетать по максимуму, хотя для этого и пришлось сильно рисковать и смещаться по ветру. Решив не терять времени на перелёты сверх нужного времени, я посадил модель чуть раньше 4 минут и сразу же взлетел ещё раз. Отлетал 2.45 и опять же чуть раньше посадил модель. В следующем полёте я намеревался закрыть двухминутный интервал, но погода внесла свои коррективы и я, не найдя потока, сел с результатом в 1.15. Так или иначе, три интервала я уже выполнил. Нужно было закрыть четвертый интервал – 2 минуты. Я, недолго думая, огляделся по сторонам и забросил модель. Отлетав 2 минуты, я сел. До конца рабочего времени оставалось на тот момент около 30 секунд. В этом туре я получил свою последнюю 1000 очков на этих соревнованиях.

Тур восьмой. Упражнение «С». В упражнении «С» разрешено летать от трех до пяти одновременных полётов. Поэтому для разнообразия мы полетели 5 одновременных полётов. С одной стороны, немного тяжеловато летать – всегда найдётся один-два пилота, которые в то время, когда все сели, найдут поток и слетают максимум. В моей группе таким пилотом был Николай Калгин. Он здорово сливал всю группу, отлетав два раза по максимуму. Но с другой стороны, пять взлётов дают больше возможностей отыграться. И я не упустил свою возможность и в одном из взлётов слетал максимум, в то время как остальные сели. Правда вот, остальные мои результаты оставляли желать лучшего. Получил я в этом туре 923.7 очка – не самый плохой результат.

Девятый тур. Упражнение «G».Так как туров было десять, а упражнений всего восемь, да и упражнение на увеличение полётного интервала на 15 секунд мы не летали, то несколько упражнений повторялось. К этому моменту набежали плотные тучки, ветер начал стихать, и найти поток было очень проблематично. В основном все старались «нависеть побольше». Тут сказалось то, что я сделал новую модель перед самым отъездом из Ульяновска и совершенно не имел возможности настроить планер в штиль. Поэтому и результаты мои сильно покатились вниз. Лучшим в туре оказался Виктор Фрунзе. Я же получил всего 752 очка.

Десятый тур. Упражнение «А» - последний полёт. Потоки к этому времени проскакивали редко и были уже очень слабыми, поэтому летать надо было аккуратно. После второго заброса я увидел, как кто-то крутится в потоке слева от меня. Я незамедлительно направил планер именно туда. Это оказался Андрей Яковлев, но поток уже сместился назад по ветру и мне, чтобы воспользоваться им, пришлось сильно сместиться за площадку. Дойдя до потока, я начал максимально интенсивно вкручиваться в него, чтобы набрать максимум высоты, но поток был слабым и держаться было очень сложно. Однако я отлетал 3 минуты и, заметив, что поток быстро уходит дальше, а высоты у меня не так много, чтобы идти за ним, я решил возвращаться обратно.

И тут случилось то, что должно было случиться при таких рискованных полётах. Мне предстояло вернуться с расстояния метров в 250-300 и с небольшим запасом высоты. Как это обычно бывает по «закону подлости», тут же усилился ветер. Ровно на траектории, по которой я возвращался, образовался хороший такой нисходящий поток. Пришлось включить скоростной режим и пробиваться через всё это к посадочной зоне – запаса высоты, чтобы обойти нисходящий поток, у меня не было. Я боролся за каждый метр до последнего, но, увы не долетел до посадочной зоны всего несколько метров. Отлетал я к этому времени около 3.30. Как это было обидно!

Решив, что на расстройства времени нет, я добежал до стартовой зоны и сразу же запустил модель. На моё счастье, я нащупал слабенький поток и продержался в нём 1.57, но нашлись те, кто слетал лучше. Я получил в этом туре 790.5 очка.

На этом предварительные туры закончились. С двумя очень плохими результатами в последних турах я всё равно оказался первым после предварительных туров – сказались очень стабильные полёты за весь день.

Дальше был финал. В финале летели шесть человек. Летали упражнения «Покер» и «Последний+предпоследний полёт». Честно говоря, к финалам я уже порядком устал – ноги почти не бегали, а руки почти не бросали. Сказалось отсутствие тренировок за год. Поэтому даже высота заброса в финале у меня была заметно меньше остальных. А если прибавить к этому не настроенный толком самолёт, то в финале можно рассчитывать только на последнее место. Его-то я и занял и переместился в таблице после финалов с первого на шестое место.

Первыми на Чемпионате Божьей коровки стали соответственно Виктор Селюков, Сергей Семериков и Виктор Фрунзе. Первым в многоэтапном кубке стал Андрей Яковлев. Победители Андрей Яковлев и Виктор Селюков получили хорошие призы – модели Stark и Minima соответственно. Думаю, что все остались довольны.

Полетали более чем интересно. Думаю, на следующий год борьба будет ещё серьёзнее, ведь на кону будут места в сборной команде России. Первый Чемпионат Мира по метательным планерам F3K не за горами – в 2011 году и пройдёт он в Швеции.



**********************************************************************************

Текст: Сергей Семериков

Финальная часть целой череды этапов соревнований сезона 2009 предвещала грандиознейшие состязания! Явно подросший за весну-лето метательный люд однозначно желал подвести некие итоги личных достижений в рамках соревнований. Эти важные для любителей F3K события стали отчетными по достигнутому уровню, как для пилотов, так и для создателей метательных планеров.

Многие помнят, как, начиная с первого весеннего этапа, ветер не давал расслабляться почти весь сезон. В большинстве случаев утренний спокойный воздух к полудню переставал быть таковым. Погодные условия с ветром под 5-7 метров "преследовали" участников на протяжении всех этапов КБК. И это хорошо! Ведь многие спортсмены за сезон пополнили багаж опыта полетов в сложных условиях.

Жалобы пилотов на не устраивающие их характеристики спортивных снарядов, несомненно, сказались на совершенствовании последних. Вот и теперь мастера-создатели – те, кто вкладывал свои знания и душу в полюбившиеся всем метальщикам планеры, присматривались к поведению своих шедевров в небе.

Финальное мероприятие прошло в замечательных условиях. Мокрая от росы трава и солнце в синем небе явно намекали на хорошую термическую активность. Но народ был настороже, зная, как неожиданно может задуть ветер. Балласт у всех был наготове. Планеры некоторых пилотов уже изначально были заточены под ветер, имея вес свыше 300 граммов.

При полном штиле был дан старт. К полудню обычно появляется и усиливается ветер, но в этот раз воздух оставался непривычно спокойным. Вволю налетавшись за сезон в капризной атмосфере, пилоты совсем не верили в ее нынешнее мирное поведение. Спортсмены без задержек выполняли задания. Мощные столбы разогретого воздуха позволяли «накручивать» замечательное время практически всем планерам. В одном из туров «тонны» заполучили сразу несколько спортсменов.

Соревнования были проведены просто шикарно! Об этом говорит хотя бы тот факт, что участники полностью отдавали себя полетам, лишь иногда уточняя у судьи Алексея Донского какие-то моменты. С перерывом на обед были шустро отлетаны 10 туров.

Такого целиком спокойного летного дня с яркой термической активностью не было ни разу за весь сезон этапов. В течение соревнований было видно, что классно летают абсолютно все планера. Несмотря на то, что часть из них имели повышенный вес, для полетов в приличный ветер. Общий уровень спортсменов к концу лета оказался достаточно высок.

Напряжение борьбы иной раз разбавлял веселый случай. Например, планер, имеющий кучу места для маневра, вдруг втыкался в столб или, что ещё забавнее, в натянутый меж столбами провод. А однажды, восседая на удобных креслах, спецы с любопытством глядели на круживший непривычно далеко от зоны «Старк» Димы Ломовцева. Оценивая ветер, небольшую высоту и непривычно большое удаление чудо-птицы от поляны, точки зрения наблюдателей поочередно менялись. Напряжение зрителей достигло предела, когда «Старк», побив все рекорды тура, не долетел какой-то метр до заветного ограждения!

Вообще Дима Ломовцев сразу же выделился стилем своих полетов. Чувствительный «Старк» вкручивается в незаметный поток. И вот картина, когда в одном потоке планера имеют разную скороподъемность, уже вызывает восхищение и недоумение! Надо сказать, что характеристики стоящих на вооружении «метел», позволяют летать на удалении от зоны при хорошем запасе высоты. В ветер вообще смещение с потоком чревато невозвращением. А планер Димы летал иногда на пределе видимости не столько высоко, сколько на приличном удалении. Прекрасные характеристики модели вместе с Диминым опытом ни у кого не оставили сомнений в его явном превосходстве над всеми участниками соревнований.

И хотя явных фаворитов было несколько: Ломовцев, Яковлев, Ващенко, Селюков, число способных оказаться в первых строчках турнирной таблицы оказалась велико. Если забросами в прошлом году и начале нынешнего сезона блистали Виталик Ващенко и Андрей Яковлев, то теперь их высокие взлеты растворились в массе результатов выросших за весну-лето таких же "больных".

И все же мастерство применения техники пилотирования, способность поведением планера почувствовать воздух, понять и воспользоваться его "настроением" являются основными в достижении результатов. Уже и не знаешь, за какой планер ухватиться! «Минима». «Акцент», «Старк», «Супер Ги», «Бластер», «Москит» - все они побывали призерами соревнований.

Впереди у создателей метательных снарядов полгода – на реализацию новых планов, воплощение свежих творческих идей. Какими результативными характеристиками должна обладать спортивная модель? Задача инженеров. А как грамотно ими воспользоваться - головная боль и счастье спортсмена.

Отдельное слово об организаторах. В течение весны, лета и осени накопился бесценный опыт проведения соревнований. И огромное спасибо всем устроителям этапов F3К за старание провести как можно лучше текущие состязания: рациональнее, удобнее, комфортнее, интереснее для спортсменов! Именно благодаря вам, ребята, происходит развитие составляющих F3К в России: рост мастерства метателей вместе с инженерными достижениями создателей планеров.

Учитывая численность участников и важность самого события, устроители решили в этот раз провести дополнительные финалы по итогам всего дня! Битва за выход в финал и так была супернапряженной! А уж каким было состояние шести финалистов? Ведь кому-то оставалось лишь подтвердить свое лидерство, а кому-то доказать, что попал он в финал не случайно.

Заключительный аккорд в виде двух упражнений: покер, последний и предпоследний исполнялся в сумеречном безветрии. Зрелищной эту часть соревнований не назовешь, конечно. С другой стороны, каждый финалист переживал за свои и возможности своего планера.

Дан старт покеру. Упражнение, где проверяется знание пилотом крылатой птицы и её показателей в конкретную погоду. При хороших результатах товарищам Ващенко и Яковлеву банально не повезло! Предусмотренные правилами штрафы резко снизили шансы на призовые места. А наш Дима, похоже, совсем лишился сил к финалу.

И вот, наконец, последнее упражнение! Идеальнейшие условия для успеха крыла с самым лучшим качеством и настройками. В полнейшей тиши уже хмурого неба финалисты вытягивали все, что можно из своих подуставших за день безотказных любимцев. Все спортсмены доказали свое право оказаться на пьедестале. Но ситуация сложилась драматично для явных лидеров предфинальной части соревнований :Ломовцева и Яковлева! Виталик Ващенко вообще отлетал немыслимое для такой тиши время. Где только и наскрести-то сумел?!

В итоге призовые места поделили Селюков, Семериков, Фрунзе. Причем «серебро» и «бронзу» разделили 4 очка. Победитель соревнований Виктор Селюков законно получил призовую Миниму от Олега Ряховского. А бесспорному на протяжении большинства этапов лидеру Андрею Яковлеву вручили Кубок Божьей Коровки. С оговоркой произвести обмеры «Старка» Андрюха заполучил, в виде награды, сей рекордный самолет от Ломовцева Димы. Так главные награды укатили в Питер!

Завершился совершенно необыкновенный для всех любителей F3K сезон. Каждому есть, что анализировать, менять, улучшать, развивать…

Можно представить, какими волнительными открытиями сулит блеснуть очередной сезон!






Результаты



Cоревнования
Техника
Спортсмены
Ссылки
Документы
Контакты
Комитет F3K